Нововведения в работе клиник. Что взять на контроль?
Регулярное совершенствование рабочих процессов медицинских организаций неизбежно приводит к реформированию кадровой структуры, в частности, функциональных обязанностей ответственных лиц. Необходимо выстроить процесс внедрения изменений, осуществить контроль исполнения поставленных задач на каждом этапе, провести обучение персонала.
В данной статье представлены рекомендации по внедрению нововведений в работе медицинских организаций.
Основные изменения с марта 2023 года: в число обновлений попали учетные формы для стационара, изменились правила учета профзаболеваний, нововведения коснулись и системы обучения по охране труда.
Обновленные формы для стационара
С 1 марта, согласно Приказу Минздрава России от 05.08.2022 N 530н, медорганизации, которые оказывают помощь пациентам в стационаре (в т.ч. дневном), должны применять новые учетные формы:
1. журнал учета приема пациентов и отказов в медпомощи;
2. медкарту пациента;
3. лист ежедневного учета движения пациентов и коечного фонда медорганизации, сводную ведомость;
4. журнал учета операций;
5. статистическую карту выбывшего из медорганизации.
Учитывая вышеизложенное, медицинскому работнику любой специальности необходимо владеть основными знаниями в области ведения медицинской документации. Такая документация обязательна для организации лечебно-диагностического процесса и контроля качества медицинской помощи. Кроме того, данные документы приобретают юридический статус при разборе конфликтных ситуаций. Приказ будет действовать шесть лет. В бумажном виде эти формы необходимо заполнять с 1 марта 2023 года, а в электронном виде – с 1 марта 2025 года.
Основные изменения форм учетной медицинской документации и порядок их ведения:
Форма | Обновления |
«Журнал учета приема пациентов и отказов в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | Нужно заполнять больше разделов: – сведения о пациенте; – первичный осмотр; – предоперационный эпикриз; – протокол оперативного вмешательства (операции); – лист назначений; – разделы, заполняемые врачом – анестезиологом-реаниматологом, и т. д. |
«Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | |
«Лист ежедневного учета движения пациентов и коечного фонда медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | Выделены отдельные графы по учету пациентов 0–17 лет и старше трудоспособного возраста |
«Журнал учета оперативных вмешательств (операций) в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | Нужно заполнять расширенный анамнез: – осложнения основного заболевания; – сопутствующие заболевания; – внешние причины, а также подробную информацию об оперативном вмешательстве и составе медработников, его проводивших, и т. д. |
«Сводная ведомость учета движения пациентов и коечного фонда медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | Выделены отдельные графы по учету пациентов 0–17 лет и старше трудоспособного возраста |
«Статистическая карта выбывшего из медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в условиях дневного стационара» | Форма предусматривает подробное заполнение сведений о пациенте |
Распорядитесь, чтобы ответственный организовал обучение медперсонала – врачей, медсестер, фельдшеров и медрегистраторов. Ответственным за данное мероприятие можно назначить начмеда.
Новый порядок психиатрического медосвидетельствования
С 01.03.2023 г. вступил в силу Приказ Минздрава от 30.06.2022 № 451н. Он утверждает порядок проведения психиатрического освидетельствования до 01.06.2029 г.
В приказе изменены требования к ведению медицинской документации о результатах диспансерного приема пациента. Теперь медицинская организация может выдавать медзаключения в формате электронных документов, которые обязательно должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Также приказом установлен порядок действий врача-психиатра при выявлении у гражданина противопоказаний к владению оружием.
Отметим, что с 01.03.2023 г. вступил в силу Приказ Минздрава от 30.06.2022 № 453н. В документе зафиксированы изменения в порядке диспансерного наблюдения за пациентами, которые склонны к общественно опасным деяниям или уже совершили правонарушения (группа Д-5).
Прописали об обязанностях психиатров организовывать взаимодействия с правоохранительными органами для предупреждения преступлений со стороны данных пациентов. Помимо этого, в приказе зафиксировали обязательство пациента или его законного представителя информировать своего врача о смене места проживания.
Для реализации нововведений ознакомить состав врачебной комиссии о том, что можно оформлять электронное заключение и электронное направление на психиатрическое освидетельствование. Электронное заключение должны подписать усиленной квалифицированной подписью все члены врачебной комиссии.
Начмед, в свою очередь, должен проинформировать врачей, которые ведут диспансерный прием, о том, что запись в меддокументах должна включать сведения:
- о тяжести психического расстройства;
- об имеющихся нарушениях социального функционирования;
- о соблюдении пациентом периодичности диспансерных приемов и назначенного лечения.
В медицинских документах врач также должен прописать, нуждается ли пациент в психосоциальной реабилитации, помимо этого, необходимо внести сведения о том, есть ли основания для направления больного в стационар.
Далее нужно проинформировать врачей-психиатров о том, что при выявлении в рамках психиатрического освидетельствования противопоказаний к владению оружием гражданина необходимо направить на внеочередное медосвидетельствование. Старое разрешение на оружие аннулируется.
Обновление бланков рецептов
С весны 2023 года запрещено заполнять рецептурные бланки № 107/у-НП по старой форме (письмо Минздрава от 27.01.2023 № 25-4/И/2-1145).
Начмеду рекомендовано провести беседы с врачами по данной тематике, а также поручить напечатать новые бланки и раздать их персоналу, чтобы клинику не оштрафовали за неправильное использование листов.
Внедрение новых правил расследования и учета профзаболеваний
С 1 марта обновили правила расследования и учета острых и хронических профзаболеваний работников. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.22 № 1206 и будут действовать до 1 марта 2029 года.
Основные изменения в порядке расследования профзаболеваний:
– Постановлением введена новая форма акта о случае профессионального заболевания. Кроме того, существенным образом изменился порядок работы медицинских учреждений при подозрении на острое профессиональное заболевание.
– Медорганизации должны направлять работников в центр профпатологии при подозрении на острое профзаболевание. Прежде это делали, только если выявили хроническое заболевание (если острое, то заключительный диагноз ставили сами).
– Информировать работодателей клиникам придется не только о предварительном диагнозе острого заболевания, как прежде, но и о выявлении хронического.
– При выявлении хронического заболевания медорганизации подают в центр профпатологии больше документов, чем было.
– Изменены сроки извещения о предварительном диагнозе профзаболевания.
– В течение 10 рабочих дней со дня получения извещения о заключительном диагнозе образуют комиссию. Требования к составу обновили – количество членов комиссии должно быть нечетным, также в состав должен входить представитель центра профпатологии, где работнику поставили диагноз.
Рекомендовано поручить заму по КЭР проинформировать врачей, которые проводят профосмотры, что теперь при выявлении хронического заболевания нужно будет оформлять для центра профпатологии больше документов.
Также следует обновить бланк акта о расследовании профзаболеваний.
Внедрение новых правил в обучении по охране труда
С 01.03.2023 года Минтруд ведет реестры обучений по охране труда (п. 104 постановления Правительства от 24.12.2021 № 2464):
- Реестр ИП и юрлиц, которые обучают своих работников вопросам охраны труда.
- Реестр обученных по охране труда лиц.
Вносить информацию об обучении можно будет в личном кабинете в информационной системе Минтруда.
Если Вашей организацией принято решение о самостоятельном обучении работников охране труда внутри МО, то специалисту по ОТ необходимо уведомить об этом Минтруд.
Для этого нужно:
- пройти регистрацию личного кабинета работодателя на портале Минтруда;
- в личном кабинете можно предоставить доступ необходимым сотрудникам в разделе «Администрирование»;
- поручить ответственному заполнить специальную форму уведомления и прикрепить документы – положение о СУОТ, сведения о среднесписочной численности работников и др.
- После регистрации личного кабинета ответственному за обучение по охране труда нужно будет заносить данные об обученных работниках на платформу.
Также напоминаем, что по Постановлению Правительства РФ от 30 мая 2023 г. N 866 “Об особенностях проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья”, которое вступает в силу с 01.09.2023, медицинские работники, проводящие медицинские осмотры с использованием медицинских изделий, должны проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования – программам повышения квалификации по вопросам организации и порядка проведения медицинских осмотров с использованием медицинских изделий в объеме не менее 36 часов. Поэтому лучше об этом позаботиться заранее.