С 1 сентября 2023 года предрейсовые и послерейсовые медосмотры необходимо проводить не только водителям, работающим на какую-либо компанию, но и индивидуальным предпринимателям, не являющимся работодателями, а также физическим лицам, которые имеют право заниматься перевозкой пассажиров и багажа.
Добавим, что с осени можно использовать устройства, которые дистанционно передают информацию о состоянии здоровья водителя. Правила дистанционных медосмотров Правительство утвердило в постановлении от 30.05.2023 № 866.
Водители медицинских организаций также должны проходить пред- и послерейсовые медосмотры.
Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед выходом в рейс. Главная цель данного мероприятия — это убедиться в том, что его состояние не угрожает безопасности дорожного движения. Причем осмотр может проходить несколько раз. Если за день водитель выходит в разные рейсы, ему нужно проверяться каждый раз.
Кроме предрейсового медосмотра, есть еще предсменный. Он проходит один раз (до смены).
Что входит в предрейсовый, предсменный, послерейсовый и послесменный медосмотр:
- визуальный осмотр водителя; сбор жалоб; осмотр видимых слизистых и кожных покровов; измерение температуры, давления, частоты пульса;
- выявление признаков опьянения и остаточных явлений опьянения, в том числе измерение алкоголя в выдыхаемом воздухе алкометром.
Медик также может направить работника на лабораторный анализ мочи, чтобы выявить наличие или отсутствие психоактивных веществ. Такое исследование назначают, если есть признаки опьянения, но измерение алкометром дало отрицательный результат.
Для проведения такого медосмотра клинике необходима лицензия на услуги по проведению медосмотров. Однако если лицензии нет, то можно заключить договор с организацией, у которой данная лицензия имеется.
Отметим, что медицинский осмотр можно осуществлять исключительно по адресу, который прописан в лицензии. Арбитражный апелляционный суд зафиксировал, что проводить осмотр водителей, которые числятся в штате, сотрудникам без лицензии, но с подготовкой и удостоверением неправомерно. (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу № А43-11297/2017).
Для проведения осмотров необходимо подготовить два кабинета. Первый оборудовать для самого осмотра (с техническими средствами измерения), второй – для отбора биологических средств. Более детальный перечень требований к кабинетам доступен в Методических рекомендациях «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (Методические рекомендации Минздрава, Минтранса от 29.01.2002).
Сам же медицинский осмотр проводит медсестра, которая прошла программу повышения квалификации (36 ч. или 72 ч.) по вопросам организации предрейсовых медосмотров и получила соответствующее удостоверение. Медработник ведет учет результатов осмотров, участвует в служебном расследовании ДТП.
Обратим внимание, что в случае ДТП правоохранительные органы первостепенно проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр. Важно понимать, что все нарушения при проведении ПРМО трактуются как нарушения правил охраны труда и влекут за собой как административную, так и уголовную ответственность.
Ниже представлен алгоритм работы медсестры.
Чтобы проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры дистанционно, медработнику необходимо пройти обучение по программе повышения квалификации 36 часов по организации и порядку проведения медосмотров с использованием медизделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. Однако, чтобы оказывать услуги по соответствующим медосмотрам, организация должна иметь доступ к МИС, ГИС в сфере здравоохранения региона и ЕГИСЗ.
Перед началом дистанционного осмотра водитель и медицинский работник должны пройти идентификацию.
Далее дистанционный осмотр проводится с помощью специальных медизделий, которые должны иметь регистрационное удостоверение Росздравнадзора и пройти калибровку в сервисной службе, входящей в национальную систему аккредитации. Программное обеспечение прибора должно быть включено в реестры российских и евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
По итогам осмотра медработник оформляет заключение и подписывает его УКЭП. Заключение передают работодателю с помощью информационной системы, а также в уполномоченный Минтрансом орган (организацию). На основании заключений работодатель формирует реквизиты путевых листов, в том числе в электронном виде.
Чтобы направлять заключения работодателю и в уполномоченный Минтрансом орган, медорганизация должна заключить с ними соглашение об информационном взаимодействии (подп. «г» п. 13 постановления Правительства от 30.05.2023 № 866).
Медицинские организации должны хранить данные о проведенных дистанционных осмотрах в течение 30 суток с момента их проведения.
Ниже представлен алгоритм работы по проведению дистанционного осмотра.
Для СМП:
Для ВО: